1. Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Инструкция) устанавливает порядок проведения инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также определяет общие требования к разработке, оформлению и содержанию материалов по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — проект по инвентаризации).
2. Инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов более 0,001 тонны в год (далее — природопользователи).
3. Для целей настоящей Инструкции применяются следующие понятия и их определения:
базовая санитарно-защитная зона — санитарно-защитная зона, размер которой определен санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, утверждаемыми Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
валовой выброс загрязняющих веществ — сумма масс выбросов отдельных загрязняющих веществ, ежегодно поступающих в атмосферный воздух от всех стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатируемых природопользователем;
газовоздушная смесь — газовоздушный поток, отходящий от источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и содержащий загрязняющие вещества;
газоочистная установка — сооружение, предназначенное для улавливания из отходящих газов или вентиляционного воздуха содержащихся в них загрязняющих веществ с целью предотвращения загрязнения атмосферного воздуха и состоящее из одного или нескольких газоочистных аппаратов, вспомогательного оборудования и коммуникаций;
залповый выброс загрязняющих веществ — резкое краткосрочное повышение величины массового выброса от источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренный технологическим регламентом работы источника выделения загрязняющего вещества;
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — инвентаризация) — комплекс мероприятий, выполняемых природопользователем, включающий выявление и систематизацию сведений об источниках выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе место нахождения источников и определение качественных и количественных показателей выбросов;
источник выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — источник выделения) — объект, в котором происходит образование загрязняющих веществ (технологическая установка, устройство, аппарат, склад сырья или продукции, площадка для перевалки сырья или продукции, емкости для хранения нефтепродуктов, места хранения отходов и другие);
источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — источники выбросов) — совокупность всех организованных и неорганизованных стационарных источников выбросов, эксплуатируемых природользователем;
класс опасности химического вещества — классификационная характеристика химического вещества по степени возможного возникновения неблагоприятных эффектов при определенном увеличении его концентрации в атмосферном воздухе;
массовый выброс загрязняющих веществ (далее — массовый выброс) — масса загрязняющего вещества, поступающего в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в единицу времени, выраженная в граммах в секунду, тоннах в год;
наилучшие доступные технические методы — технологические процессы, методы проектирования, изготовления, обслуживания, эксплуатации и вывода из эксплуатации источников выделения и источников выбросов, наиболее эффективные для достижения высокого уровня охраны окружающей среды, которые могут быть применены в соответствующей отрасли при условии экономической и технической целесообразности;
неорганизованный источник выброса — не оснащенный специальными техническими устройствами источник выброса в результате погрузочно-разгрузочных работ, эксплуатации сооружений очистки сточных вод, открытого хранения сырья, материалов и отходов (пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шлако- и хвостохранилища и другие), неплотности технологического оборудования, газоотводов, работы вне помещений (передвижные сварочные посты, окраска и другие) или в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками;
нестационарность выброса — изменчивость во времени качественных и количественных характеристик выбросов, обусловленная особенностями функционирования источника выделения;
нормативы допустимых выбросов химических и иных веществ (далее — норматив допустимых выбросов) — нормативы, которые установлены для природопользователей, в соответствии с показателями массы химических и иных веществ для поступления в окружающую среду от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;
организованный источник выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — источник выброса) — специальное техническое устройство (труба, аэрационный фонарь, дыхательный патрубок, вентиляционная шахта, вентиляционный патрубок и другое), предназначенное для локализации поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух, задания скорости и направления выхода газовоздушной смеси, отходящей от источника выделения;
ориентировочно безопасные уровни воздействия — временные ориентировочно безопасные концентрации веществ в атмосферном воздухе, установленные расчетным путем на основании известных их токсикометрических параметров и физико-химических свойств;
передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — передвижные источники) — автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские и речные транспортные средства, сельскохозяйственная, дорожная и строительная техника и иные передвижные средства и установки, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном и сжатом газе, бензогазовых и газодизельных смесях и других альтернативных видах топлива;
производственная площадка — территория, на которой природопользователем осуществляется деятельность, связанная с выбросами от стационарных источников;
предельно допустимые концентрации загрязнения атмосферного воздуха — максимальные концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, не оказывающие ни прямого, ни косвенного вредного воздействия на организм человека, включая отдаленные последствия для настоящего и будущих поколений;
разработчик — природопользователь, проектная или научная организация, выполняющая по поручению природопользователя работы по проведению инвентаризации;
санитарно-защитная зона — часть территории вокруг источника загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаемая с целью снижения уровней загрязнения до установленных нормативов и уменьшения отрицательного влияния на здоровье человека;
стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — стационарный источник) — любой источник с организованным или неорганизованным выбросом, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) природопользователя, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4. Целью инвентаризации является получение исходных данных для:
организации и ведения первичного учета источников выделения, источников выбросов и подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферного воздуха;
оценки степени влияния массовых выбросов на атмосферный воздух в районе расположения источников выбросов природопользователя;
подготовки исходных данных для нормирования выбросов от стационарных источников выбросов природопользователя;
контроля и оценки параметров работы газоочистных установок, подготовки заключений о соответствии или несоответствии газоочистной установки требованиям по обеспечению очистки газов;
оценки используемых технологий и технологического оборудования на предмет соблюдения требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов;
оценки экологических характеристик технологий, используемых природопользователем;
оценки эффективности использования природопользователем сырьевых ресурсов и обращения с отходами;
формирования электронных баз данных об источниках выбросов.
5. При проведении инвентаризации природопользователь обязан выявить и учесть все:
поступающие в атмосферный воздух загрязняющие вещества, присутствующие в материальном балансе применяемых производственных процессов, от всех стационарных источников выделения и выбросов;
возможные источники выделения и выбросов, организованные и неорганизованные, в том числе неработающие и резервные;
передвижные источники.
6. Природопользователь обязан провести инвентаризацию, подготовить проект по инвентаризации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и представить на согласование в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды) и его территориальные органы в соответствии с пунктом 8 настоящей Инструкции в срок не позднее чем через год с даты ввода оборудования в эксплуатацию, если строительным проектом не предусмотрен больший срок выхода на проектную мощность.
Срок действия проекта по инвентаризации составляет пять лет с даты согласования проекта по инвентаризации в органах Минприроды.
При появлении новых и реконструируемых источников выделения и выбросов природопользователи проводят инвентаризацию таких источников после выхода оборудования на проектную мощность, как правило, не позднее чем через год с даты ввода источников выделения и выбросов в эксплуатацию, если строительным проектом не предусмотрен больший срок выхода на проектную мощность.
7. Проект по инвентаризации оформляется:
в четырех экземплярах, для природопользователей г. Минска — в трех экземплярах на бумажном носителе информации в виде одной или при необходимости нескольких книг;
в виде электронной базы данных в формате, согласованном с Минприроды.
8. Проект по инвентаризации утверждается руководством природопользователя и представляется природопользователем или по его поручению разработчиком (далее — заявитель) на согласование в Минприроды и его территориальные органы в соответствии с частью второй настоящего пункта (далее — согласующий орган) на бумажном носителе и по требованию согласующего органа в виде электронной базы данных.
Проект по инвентаризации согласовывает:
Минприроды — природопользователям, сведения о которых составляют государственные секреты, и природопользователям, деятельность которых отнесена к 1-й категории опасности в соответствии с главой 6 настоящей Инструкции;
Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды — всем природопользователям города Минска, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящей части;
областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды — всем природопользователям области, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и пятым настоящей части;
городская или районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды — природопользователям города или района, валовые выбросы которых составляют менее 3 тонн в год, в случае отсутствия в составе выбросов загрязняющих веществ 1-го и 2-го класса опасности (за исключением оксидов азота и бенз(а)пирена при сжигании топлива и хрома шестивалентного при сварке металлов), а также производителям сельскохозяйственной продукции, перешедшим на уплату единого налога, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям, финансируемым из бюджета.
9. Для согласования проекта по инвентаризации заявитель представляет в согласующий орган заявление на фирменном бланке заявителя по форме согласно приложению 17 и иные документы, указанные в пункте 23 перечня административных процедур, совершаемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2007 г. N 1379 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 261, 5/26021).
10. Заявители, в процессе деятельности которых осуществляются выбросы от стационарных источников, расположенных в разных районах области, в другой области или городе Минске, проекты по инвентаризации составляют отдельно для каждого филиала, производственной площадки.
11. Проект по инвентаризации рассматривается согласующим органом в срок, указанный в пункте 23 перечня административных процедур, совершаемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
12. В случае соответствия проекта по инвентаризации требованиям настоящей Инструкции согласующий орган согласовывает его путем проставления грифа «Утверждено», который включает наименование согласующего органа, дату согласования, фамилию и инициалы руководителя либо лица, его замещающего, его подпись и печать согласующего органа.
13. В согласовании может быть отказано в случае, если представленный проект по инвентаризации:
выполнен с нарушением требований настоящей Инструкции и других актов законодательства об охране атмосферного воздуха;
содержит ошибки в расчетах, недостоверные сведения, искаженные исходные данные как в результате представления природопользователем недостоверных исходных данных, так и вследствие нарушения разработчиком требований нормативных правовых, в том числе технических нормативных правовых, актов по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также арифметические ошибки;
содержит несоответствие фактических данных, установленных по результатам проверки, данным, представленным в проекте по инвентаризации.
Отказ в согласовании направляется заявителю согласующим органом в письменном виде с указанием причин отказа в 3-дневный срок со дня принятия решения об этом.
14. Заявители, в проекте по инвентаризации которых выявлены ошибки и искажения, указанные в абзаце третьем части первой пункта 13 настоящей Инструкции, вносят исправления в разделы проекта по инвентаризации, а также корректируют в соответствии с исправлениями взаимосвязанные показатели других разделов и представляют исправленные проекты по инвентаризации в согласующий орган в сроки, установленные пунктом 11 настоящей Инструкции.
В случае невнесения изменений в указанный срок заявителю направляется отказ в согласовании в соответствии с частью второй пункта 13 настоящей Инструкции.
15. Досрочная инвентаризация или корректировка результатов инвентаризации всех источников выбросов природопользователя или источников выбросов его отдельных производств осуществляется природопользователем в случаях:
изменения законодательства об охране атмосферного воздуха;
изменения технологии производства, качества и вида применяемого топлива, сырья или материалов, после проведения реконструкции технологического или газоочистного оборудования, появления дополнительных источников выделения и источников выбросов, модернизации систем вентиляции и газоочистных установок, изменения мест нахождения источников выброса и других изменений, повлекших за собой изменения качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ и (или) параметров источников выбросов;
установления:
неучтенных при инвентаризации загрязняющих веществ и (или) источников выбросов;
неучтенных при инвентаризации режимов работы источников выделения и источников выбросов;
расхождений фактических значений характеристик газоочистной установки и паспортных или проектных данных на данную газоочистную установку.
Досрочная инвентаризация может быть проведена по решению природопользователя или по предписанию органов Минприроды с обязательным указанием причин, обусловивших необходимость проведения досрочной инвентаризации.
Если по результатам досрочной инвентаризации установлено изменение количества загрязняющих веществ и (или) массового выброса, производится корректировка нормативов допустимых выбросов согласно пункту 49 Инструкции по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. N 61 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 148, 8/16641) и вносятся изменения в разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 декабря 2005 г. N 69 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, продления, внесения изменений и дополнений, приостановления действия, аннулирования разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 36, 8/13894).
16. Продление срока действия проекта по инвентаризации допускается на срок 5 лет при отсутствии изменений, указанных в пункте 15 настоящей Инструкции. Не допускается продление срока действия проекта по инвентаризации более одного раза.
17. Для продления срока действия проекта по инвентаризации природопользователи направляют в согласующий орган в срок не позднее чем за два месяца и не ранее чем за три месяца до срока окончания действия проекта по инвентаризации следующие документы:
заявление с указанием наименования, места нахождения природопользователя, номера и срока действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, номера и даты выдачи протоколов испытаний выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников природопользователя, выполненных лабораторией аналитического контроля Минприроды (при их наличии), документально подтверждающих отсутствие превышений установленных нормативов допустимых выбросов, даты последней проверки природопользователя территориальным органом Минприроды;
протоколы испытаний выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и систем очистки отходящих газов, подлежащих регулярному наблюдению и оценке в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. N 4 «Об утверждении Инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 57, 8/10768) (при их наличии).
18. Решение о продлении срока действия проекта по инвентаризации принимается руководителем согласующего органа в срок до 30 дней со дня подачи заявления. Указанный срок может быть продлен на период проведения проверки соответствия информации, представленной заявителем, фактическим данным, но не более чем на 30 дней.
19. Решение направляется заявителю в письменном виде в трехдневный срок со дня принятия решения об этом. В проекте по инвентаризации учиняется запись о принятом решении путем проставления на всех экземплярах проекта по инвентаризации грифа «Продлено», который включает наименование согласующего органа, срок действия продленного проекта по инвентаризации, фамилию и инициалы руководителя либо лица, его замещающего, его подпись и печать согласующего органа.
20. В продлении срока действия проекта по инвентаризации может быть отказано при:
наличии в представленном заявлении и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений;
несоответствии представленных документов требованиям настоящей Инструкции и других актов законодательства Республики Беларусь об охране атмосферного воздуха.
Отказ в продлении срока действия проекта по инвентаризации направляется заявителю в письменном виде с указанием причин в пятидневный срок со дня вынесения решения об этом.
21. Количество выбрасываемых в атмосферный воздух и улавливаемых загрязняющих веществ определяется разработчиком на основании данных о расходе топлива, сырья, материалов и времени работы источников выделения и выбросов за предшествующий год, представляемых природопользователем на основании форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 8 ноября 2005 г. N 59 «Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 20, 8/13733), и (или) бухгалтерской отчетности.
Данные о характеристиках источников выделения и источников выбросов, газоочистных установок приводятся в проекте по инвентаризации по состоянию на день начала инвентаризации.
22. Ответственность за полноту и достоверность данных, указанных в утвержденном проекте по инвентаризации, несет природопользователь.
Разработчик несет ответственность за полноту и достоверность материалов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Территориальные органы Минприроды осуществляют выборочную проверку достоверности и полноты данных инвентаризации в процессе государственного контроля в области охраны окружающей среды.
ЗАПИШИТЕСЬ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА
(для этого внесите свои данные в форму внизу)
Принимаем заявки 24 часа в сутки 7 дней в неделю
Обрабатываем заявки в рабочее время пн-пт с 9:00 до 18:00