1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе управления охраной труда с целью оказания помощи организациям в управлении рисками и повышении результативности данного управления. Стандарт не устанавливает конкретных критериев результативности системы управления охраной труда и не содержит указаний по ее разработке.
Настоящий стандарт применим к любой организации, которая намерена:
- разработать систему управления охраной труда для устранения или минимизации рисков для работающих (работников) и других заинтересованных сторон, которые могут подвергаться опасностям, связанным с деятельностью организации;
- внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему управления охраной труда;
- удостовериться, что система отвечает требованиям политики в области охраны труда, разработанной организацией;
- продемонстрировать соответствие настоящему стандарту путем:
- проведения самооценки и самодекларирования,
- или получения подтверждения своего соответствия сторонами, заинтересованными деятельностью организации, такими как заказчики, или
- получения подтверждения самодекларирования внешней стороной, или
- проведения сертификации системы управления охраной труда внешней организацией.
Все требования настоящего стандарта применимы к любой системе управления охраной труда. Степень их применения зависит от таких факторов, как политика в области охраны труда организации, характер ее деятельности, риски и сложность процессов.
Настоящий стандарт не рассматривает такие вопросы из сферы безопасности и здоровья, как программы оздоровления сотрудников, безопасность продукции, нанесение вреда имуществу или окружающей среде.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
СТБ ИСО 9000-2006 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
СТБ ISO 9001-2009 Системы менеджмента качества. Требования
СТБ ИСО 14001-2005 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению
Примечание
- При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (далее — ТНПА) по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.
- Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА.
- Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют термины, установленные в СТБ ИСО 9000, СТБ ИСО 14001, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 приемлемый риск (acceptable risk): Риск, уменьшенный до уровня, который организация может допустить с учетом своих обязательств по соблюдению применимых законодательных требований и собственной политики в области охраны труда (3.14).
3.2 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющийся процесс улучшения системы управления охраной труда (3.11) с целью улучшения результативности охраны труда (3.13) в соответствии с политикой в области охраны труда (3.14) организации (3.15).
Примечание
- Одновременность проведения процесса во всех сферах деятельности не обязательна.
- Согласовано с СТБ ИСО 14001, терминологическая статья 3.2.
3.3 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (3.9) или другой нежелательной ситуации.
Примечание
- У несоответствия может быть несколько причин.
- Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения события тогда, как предупреждающее действие (3.16) используется для предотвращения возникновения события.
- [СТБ ИСО 9000, терминологическая статья 3.6.5]
3.4 опасность (hazard): Источник, ситуация с возможностью нанесения вреда жизни или здоровью работающего.
3.5 идентификация опасности (hazard identification): Установление наличия опасности (3.4) и определение ее характеристик [2].
3.6. профессиональное заболевание (occupational disease): Хроническое или острое заболевание работающего, вызванное воздействием на него вредного и (или) опасного производственного фактора трудового процесса, повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
3.7. несчастный случай на производстве (occupational accident): Событие, в результате которого работающий получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им трудовых обязанностей как на территории работодателя, так и в ином месте, где работающий находился в связи с работой или совершал действия в интересах работодателя, либо во время следования на транспорте, предоставленном работодателем, к месту работы или с работы, и которое повлекло необходимость перевода работающего на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
3.8 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц на рабочем месте (3.21) или вне его, которые заинтересованы в результативности охраны труда (3.13) в организации (3.15).
3.9 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.
[СТБ ИСО 9000, терминологическая статья 3.6.2; СТБ ИСО 14001, терминологическая статья 3.15]
Примечание
Несоответствие может быть любым отклонением от:
- требований технических регламентов, технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов, стандартов организации, технологической документации, правил, установленных процедур, законодательных требований и др.;
- требований системы управления охраной труда (3.11).
3.10 охрана труда (occupational health and safety): Система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства [2].
3.11 система управления охраной труда (occupational health and safety management system): Часть системы управления организации (3.15), которая используется для разработки и внедрения ее политики в области охраны труда (3.14), а также для управления рисками (3.19).
Примечания
- Система управления – это комплекс взаимосвязанных элементов, используемых для установления политики и целей, а также для достижения этих целей.
- Система управления включает планирование (включая, например, оценку рисков и определение целей), ответственность, технологии, процедуры (3.17), процессы и ресурсы.
- Согласовано с СТБ ИСО 14001, терминологическая статья 3.8.
3.12 цель в области охраны труда (occupational health and safety objective): Цель, устанавливаемая в организации (3.15) для достижения результативности охраны труда (3.13).
Примечания
- Цели должны быть по возможности выражены количественно.
- В соответствии с 4.3.3 цели в области охраны труда должны быть согласованы с политикой в области охраны труда (3.14).
3.13 результативность охраны труда (occupational health and safety performance): Результаты управления организацией (3.15) рисками (3.19).
Примечания
- Оценка результативности охраны труда включает оценку результативности мер управления.
- В контексте систем управления охраной труда (3.11) результаты также могут быть оценены в отношении степени реализации политики в области охраны труда (3.14) организации (3.15), ее целей (3.12) и других требований результативности охраны труда.
3.14 политика в области охраны труда (occupational health and safety policy): Официально выраженные высшим руководством общие намерения и направления деятельности организации (3.15), связанные с результативностью охраны труда (3.13).
Примечания
- Политика в области охраны труда обеспечивает основу для деятельности и установления целей в области охраны труда (3.12).
- Согласовано с СТБ ИСО 14001 (терминологическая статья 3.11).
3.15 организация (organization): Юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [3].
3.16 предупреждающее действие (preventive action): Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия (3.9) или другой потенциально нежелательной ситуации.
Примечания
- У потенциального несоответствия может быть несколько причин.
- Предупреждающее действие предпринимается для предотвращения возникновения события, тогда как корректирующее действие (3.3) – для предотвращения повторного возникновения события.
- [СТБ ИСО 9000, терминологическая статья 3.6.4]
3.17 процедура (procedure): Установленный способ осуществления деятельности или процесса.
Примечание
- Процедуры могут быть документированными или недокументированными.
- [СТБ ИСО 9000, терминологическая статья 3.4.5]
3.18 запись (record): Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.
[СТБ ИСО 14001, терминологическая статья 3.20].
3.19 риск (risk): Сочетание вероятности возникновения опасного события или воздействия(й) и тяжести травмы или профессионального заболевания (3.6), причиной которого может быть это событие или воздействие(я).
Примечания
- В контексте настоящего стандарта риск включает профессиональный риск и иной риск, связанный с осуществлением трудовой деятельности.
- Профессиональный риск – вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспосбности либо смерти работающего в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов [2].
- Иной риск, связанный с осуществлением трудовой деятельности, — вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспособности либо смерти работающего в результате деятельности подрядных организаций, поставщиков, других работающих, заказчиков, клиентов и т.д.
3.20 оценка риска (risk assessment): Весь процесс оценки величины риска (3.19) и принятия решения, является ли риск приемлемым (3.1) с учетом осуществляемых мер управления.
3.21 рабочее место (workplace): Место постоянного или временного пребывания работников в процессе трудовой деятельности.
Примечание
- При рассмотрении рабочего места организация (3.15) должна принимать во внимание возможность нахождения работающего в командировке, перемещение его на транспорте, а также работы в помещении клиента или заказчика или работают дома.
4 Требования к системе управления охраной труда
4.1 Общие требования
Организация должна разработать, документально оформить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать систему управления охраной труда в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также определить механизмы выполнения этих требований.
Организация должна определить и документально оформить область применения своей системы управления охраной труда.
4.2 Политика в области охраны труда
Высшее руководство организации должно определить и разъяснить политику организации в области охраны труда и гарантировать, что в установленной области применения системы управления охраной труда политика:
- соответствует характеру и масштабу рисков, существующих в организации;
включает обязательства по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по постоянному улучшению системы управления охраной труда и ее результативности; - включает обязательства соответствовать применимым требованиям законодательных и другим нормативных правовых актов, ТНПА в области охраны труда, которые организация обязуется выполнять;
- обеспечивает основу для установления и анализа целей в области охраны труда;
- документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии;
- доведена до сведения всех работников организации с целью уведомления об их индивидуальных обязательствах в области охраны труда;
- доступна для заинтересованных сторон;периодически анализируется для гарантии того, что политика остается актуальной и подходящей для организации.
4.3 Планирование
4.3.1 Идентификация опасностей, оценка рисков и определение мер управления
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуры для постоянной идентификации опасностей, оценки рисков и определения необходимых мер управления.
Процедуры для идентификации опасностей и оценки рисков должны учитывать:
- плановые и внеплановые виды деятельности;
- деятельность всех лиц, имеющих доступ к рабочему месту;
- поведение людей, их возможности и другие человеческие факторы;
- опасности, источник которых не связан с рабочим местом, но которые способны отрицательно воздействовать на здоровье и безопасность лиц, находящихся на данном рабочем месте;
- инфраструктуру, оборудование и материалы на рабочем месте, предоставленные как самой организацией, так и другими организациями;
- изменения или предполагаемые изменения в организации, ее деятельности, технологических процессах, оборудовании или материалах;
изменение системы управления охраной труда, включая временные изменения, и их влияние на операции, процессы и деятельность; - любые применимые правовые обязательства, касающиеся оценки рисков и внедрения необходимых мер управления;
- конструктивное исполнение установок, машин/оборудования, организацию рабочих мест и участков, технологических процессов с учетом возможностей работников.
Методология процесса идентификации опасностей и оценки рисков должна:
- быть определена с учетом области применения, характера и сроков для придания ей характера предупреждающего, а не реагирующего;
- обеспечить идентификацию, ранжирование, документальное оформление рисков и использование соответствующих мер управления.
Для управления изменениями организация должна определить опасности и риски, связанные с изменениями в организации или ее видах деятельности до введения этих изменений.
Организация должна гарантировать, что результаты этой оценки принимаются во внимание при определении мер управления.
При определении мер управления или при рассмотрении изменений существующих мер управления следует учитывать следующую иерархию мер по сокращению рисков:
- устранение;
- замену;
- технические меры;
- предупреждение и/или административные меры управления;
- средства индивидуальной защиты.
Организация должна документально оформлять и обновлять результаты идентификации опасностей, оценки рисков и установленных мер управления.
Организация должна гарантировать, что риски и установленные меры управления рассматриваются при разработке, внедрении и функционировании системы управления охраной труда.
4.3.2 Законодательные и другие требования
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) идентификации и обеспечения доступа к законодательным и другим требованиям в области охраны труда, распространяющимся на организацию.
Организация должна гарантировать, что данные законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять, учтены при разработке, внедрении и поддержании в рабочем состоянии системы управления охраной труда.
Организация должна обновлять эту информацию.
Организация должна доводить соответствующую информацию по законодательным и другим требованиям работникам, а также другим соответствующим заинтересованным сторонам.
4.3.3 Цели и программа(ы)
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели в области охраны труда для соответствующих подразделений и уровней в рамках организации.
Цели должны быть по возможности выражены количественно и согласованы с политикой в области охраны труда, включая обязательства по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по соблюдению применимых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять, а также по постоянному улучшению результативности охраны труда.
При определении и анализе целей организация должна учитывать законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять, а также риски, существующие в организации. Она также должна рассматривать технологические возможности, свои финансовые, эксплуатационные и коммерческие требования, а также мнение соответствующих заинтересованных сторон.
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) для достижения ее целей. Программа(ы) как минимум должна включать:
- распределение ответственности и полномочий для достижения целей в соответствующих подразделениях и уровнях управления организации;
- мероприятия и сроки достижения целей.
Программа(ы) должна регулярно анализироваться через запланированные интервалы времени и при необходимости корректироваться для обеспечения достижения целей.
4.4 Внедрение и функционирование
4.4.1 Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия
Высшее руководство должно взять на себя полную ответственность за охрану труда и систему управления охраной труда.
Высшее руководство должно демонстрировать свои обязательства путем:
- обеспечения ресурсов, достаточных для разработки, внедрения, функционирования и улучшения системы управления охраной труда.
Примечание
- Ресурсы включают трудовые ресурсы со специализированными навыками, инфраструктуру организации, технологии и финансовые ресурсы;
- определения обязанностей, распределения ответственности и делегирования полномочий для облегчения результативного управления охраной труда; обязанности, ответственность и полномочия должны быть документально оформлены и доведены до сведения соответствующих работников.
- Организация должна назначить уполномоченного представителя высшего руководства с особой ответственностью за охрану труда (независимо от других обязанностей), с установленными функциями и полномочиями для обеспечения того, чтобы:
- система управления охраной труда была разработана, внедрена и функционировала в соответствии с настоящим стандартом;
- отчеты о результативности системы управления охраной труда представлялись высшему руководству для анализа и в качестве основы для улучшения системы управления охраной труда.
Примечание
- Назначенный высшим руководством представитель (например, в больших организациях член совета директоров или исполнительного комитета) может делегировать часть своих обязанностей подчиненному(ым) представителю(ям) руководства, сохраняя при этом ответственность.
- Назначенный уполномоченный представитель высшего руководства должен быть известен всем работникам организации.
Работники, наделяемые полномочиями, должны нести ответственность за постоянное улучшение результативности охраны труда.
Организация должна гарантировать, что работники несут ответственность за аспекты охраны труда, которыми они могут управлять, включая соблюдение применяемых требований по охране труда.
4.4.2 Компетентность, обучение и осведомленность
Организация должна обеспечить, чтобы все работники, которые могут влиять на охрану труда, являлись компетентными на основании соответствующего образования, обучения или опыта работы.
В организации должны вестись соответствующие записи, касающиеся компетентности, обучения и осведомленности.
Организация должна определить необходимость в обучении работников, связанном с функционированием системы управления охраной труда.
Организация должна предусматривать обучение или предпринимать при необходимости другие действия, оценивать результативность обучения или других предпринятых действий, а также сохранять записи, связанные с ними.
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы), которая(ые) дадут возможность работникам понимать:
- последствия, реальные или потенциальные, от несоблюдения требований охраны труда при осуществлении ими трудовой деятельности, их поведения;
- свою роль и ответственность, а также важность достижения соответствия политике в области охраны труда, процедурам, требованиям системы управления охраной труда, включая требования, связанные с подготовленностью к аварийным ситуациям и реагированию на них (см. 4.4.7);
- потенциальные последствия отклонений от установленных процедур.
Процедуры по обучению должны учитывать различные уровни:
ответственности, способностей, языковых навыков и образованности; и
риска.
4.4.3 Обмен информацией, участие и консультирование
4.4.3.1 Обмен информацией
С учетом имеющихся опасностей и разработанной системы управления охраной труда организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) для:
- внутреннего обмена информацией между различными подразделениями и уровнями организации;
- обмена информацией с подрядчиками и лицами, командированными для выполнения работ на территории организации;
- получения, документального оформления и реагирования на соответствующую информацию от внешних заинтересованных сторон.
4.4.3.2 Участие и консультирование
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы), обеспечивающую(ие):
- участие работников в управлении охраной труда путем их:
- вовлечения в идентификацию опасностей, оценку рисков и определение мер управления;
- вовлечения в расследование несчастных случаев на производстве и аварийных ситуаций;
- вовлечения в разработку и анализ политики и целей в области охраны труда;
- консультирования по поводу любых изменений, влияющих на охрану их труда;
- представительства при рассмотрении вопросов охраны труда. Работники должны быть информированы о мероприятиях с их участием, а также о том, кто является их представителем(ями) по вопросам охраны труда.
- консультации с подрядчиками по поводу изменений, влияющих на их охрану труда. Организация должна гарантировать, что при необходимости, проводятся консультации с соответствующими внешними заинтересованными сторонами по относящимся к ним вопросам охраны труда.
4.4.4 Документация
Документация системы управления охраной труда должна включать:
- политику и цели в области охраны труда;
- описание области применения системы управления охраной труда;
- описания основных элементов системы управления охраной труда и взаимосвязей между ними, а также ссылки на необходимые документы;
- документы, включая записи, которые требуются настоящим стандартом;
- документы, включая записи, определенные организацией как необходимые для обеспечения результативного планирования, выполнения и управления процессами, связанными с рисками, существующими в организации.
Примечание
- Важно, чтобы документация соответствовала уровню сложности, рассматриваемым опасностям и рискам, и сводилась к минимуму, необходимому для обеспечения результативности системы.
4.4.5 Управление документацией
Должно быть обеспечено управление документами, требуемыми системой управления охраной труда и настоящим стандартом.
Управление записями, которые представляют собой особый тип документов, должно выполняться в соответствии с требованиями 4.5.4.
- Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) для:
- утверждения документов перед их применением;
- пересмотра и актуализации при необходимости;
- обеспечения идентификации изменений и пересмотра документов;
- обеспечения наличия соответствующих экземпляров применяемых документов в местах их использования;
- обеспечения сохранности документов и простоты идентификации;
- обеспечения идентификации документов, поступающих в организацию, определенных организацией в качестве необходимых для планирования и функционирования системы управления охраной труда, и управления их распространением;
- предотвращения непреднамеренного использования устаревших документов и применения соответствующей их идентификации, если они сохраняются для каких-либо целей.
4.4.6 Управление операциями
Организация должна определить операции и виды деятельности, связанные с идентифицированными опасностями, для которых необходимо внедрение мер управления рисками. Меры управления должны включать управление изменениями (см. 4.3.1).
Для данных операций и видов деятельности организация должна внедрить и поддерживать в рабочем состоянии:
- технические меры управления, применимые к организации и ее деятельности;
- организация должна интегрировать данные меры управления в общую систему управления охраной труда;
- меры управления, связанные с закупаемой продукцией, оборудованием и услугами;
- меры управления, связанные с подрядчиками и лицами, командированными для выполнения работ на территории организации;
- документально оформленные процедуры, касающиеся ситуаций, при которых их отсутствие может привести к отклонениям от политики и целей в области охраны труда;
- установленные операционные критерии, отсутствие которых может привести к отклонениям от политики и целей в области охраны труда.
4.4.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы):
- идентификации возможных аварийных ситуаций;
- реагирования на данные аварийные ситуации.
Организация должна реагировать и предупреждать аварийные ситуации или смягчать связанные с ними неблагоприятные последствия для безопасности труда.
При планировании действий по реагированию на аварийные ситуации организация должна учитывать рекомендации соответствующих заинтересованных сторон, например аварийных служб и соседних организаций.
Организация также должна периодически проверять свои процедуры реагирования на аварийные ситуации, если это практически возможно, привлекая при необходимости соответствующие заинтересованные стороны.
Организация должна периодически анализировать и при необходимости корректировать свою подготовленность к аварийным ситуациям и процедуры реагирования на них, в частности после периодической проверки и после произошедших аварийных ситуаций (см. 4.5.3).
4.5 Проверки
4.5.1 Измерение результативности и мониторинг
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) для регулярного мониторинга и измерения результативности охраны труда. Такие процедуры должны предусматривать:
- качественную и количественную оценку, соответствующую потребностям организации;
- мониторинг степени достижения целей организации в области охраны труда;
- мониторинг результативности мер управления;
- предварительную оценку результативности для мониторинга соответствия программе(ам) по охране труда, мерам управления и операционным критериям;
- оценку результативности охраны труда по данным мониторинга несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварийных ситуаций и других имеющихся доказательств недостаточной результативности охраны труда;
- регистрацию данных и результатов мониторинга и оценки, достаточную для последующего анализа применения корректирующих и предупреждающих действий.
Если для мониторинга или измерения результативности необходимы средства измерений, организация должна установить и выполнять процедуры калибровки и технического обслуживания данных средств измерения.
Необходимо вести записи по калибровке, техническому обслуживанию и их результатах.
4.5.2 Оценка соответствия
4.5.2.1 Согласно обязательству соответствовать законодательным требованиям (см. 4.2 в), организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) периодической оценки соответствия применяемым законодательным требованиям (см. 4.3.2).
Организация должна вести записи результатов периодической оценки.
Примечание
- Частота периодической оценки может отличаться для разных законодательных требований.
4.5.2.2 Организация должна оценивать соответствие другим требованиям, которые она обязалась выполнять (см. 4.3.2).
Организация может объединить эту оценку с оценкой соответствия законодательным требованиям согласно 4.5.2.1 или установить отдельную процедуру(ы).
Организация должна вести записи результатов периодической оценки.
Примечание
- Периодичность проведения оценки может отличаться для разных требований, которые организация обязалась выполнять.
4.5.3 Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
4.5.3.1 Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) регистрации, расследования и анализа несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, а также анализа аварийных ситуаций, для того, чтобы:
- определить основные факторы, которые могут вызывать несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания и аварийные ситуации;
- идентифицировать потребность в корректирующих действиях;
- идентифицировать возможности для предупреждающих действий;
- идентифицировать возможности для постоянного улучшения;
- информировать о результатах расследований.
Расследования должны производиться своевременно.
Все идентифицированные потребности в корректирующих действиях или возможности для предупреждающих действий должны рассматриваться в соответствии с 4.5.3.2.
Результаты расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализа аварийных ситуаций должны документально оформляться и сохраняться.
4.5.3.2 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) рассмотрения реальных и потенциальных несоответствий, а также осуществления корректирующих и предупреждающих действий.
Процедура(ы) должна определять требования к:
- идентификации и устранению несоответствий, а также проведению действий для снижения их последствий для безопасности труда;
- расследованию несоответствия(й), определению его(их) причин и проведению действий для исключения его(их) повторения;
- оценке потребности в предупреждающих действиях и реализации соответствующих корректирующих действий;
- регистрации и информированию о результатах предпринятых корректирующих и предупреждающих действий;
- анализу результативности предпринятых корректирующих и предупреждающих действий.
Если корректирующие и предупреждающие действия идентифицируют новые или измененные опасности или потребность в новых или измененных мерах управления, в процедуре должно быть установлено, чтобы до их внедрения была произведена оценка рисков предложенных действий.
Все корректирующие или предупреждающие действия, предпринятые для устранения причин реальных или потенциальных несоответствий, должны соответствовать масштабам проблем и быть соизмеримыми с соответствующими рисками.
Организация должна обеспечить, чтобы все необходимые изменения, являющиеся результатом корректирующих или предупреждающих действий, были внесены в документацию системы управления охраной труда.
4.5.4 Управление записями
Организация должна установить и вести записи, необходимые для демонстрации соответствия требованиям системы управления охраной труда и настоящего стандарта, а также записи с достигнутыми результатами.
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) идентификации, хранения, защиты, поиска, архивирования и изъятия записей.
Записи должны быть и оставаться разборчивыми, идентифицируемыми и прослеживаемыми.
4.5.5 Внутренний аудит
Организация должна обеспечить проведение внутренних аудитов системы управления охраной труда с запланированной периодичностью для того, чтобы:
- определить, действительно ли система управления охраной труда:
- соответствует запланированным мероприятиям по управлению охраной труда, включая требования настоящего стандарта;
- внедрена и функционирует надлежащим образом;
- результативна для выполнения политики и целей организации;
предоставить руководству организации информацию о результатах аудитов.
Программа(ы) аудитов должна планироваться, разрабатываться, внедряться и выполняться организацией с учетом результатов оценки рисков деятельности организации и результатов предыдущих аудитов.
Должна быть установлена, внедрена и выполняться процедура(ы) аудита, которая отражает:
- ответственность, компетенцию и требования по планированию, проведению аудитов, отчетности о результатах и ведению соответствующих записей;
- определение критериев, области, периодичности и методов аудита.
Выбор аудиторов и проведение аудитов должно гарантировать объективность и беспристрастность процесса аудита.
4.6 Анализ со стороны высшего руководства
Высшее руководство должно проводить анализ системы управления охраной труда организации с запланированной периодичностью, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и результативность.
Анализ должен включать оценку возможностей для улучшения и необходимости изменений в системе управления охраной труда, включая политику и цели в области охраны труда.
Должны вестись записи анализа со стороны руководства.
Входные данные для анализа со стороны высшего руководства должны включать:
- результаты внутренних аудитов и оценки соответствия применяемым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;
- результаты участия и консультирования (см. 4.4.3);
- соответствующую информацию от внешних заинтересованных сторон, включая претензии;
- результативность организации в области охраны труда;
- степень достижения целей;
- результаты расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализа аварийных ситуаций, корректирующих и предупреждающих действий;
- действия, предпринятые после предыдущих анализов со стороны руководства;
- изменения обстоятельств, включая изменения законодательных и других требований по охране труда;
- рекомендации по улучшению.
Выходные данные анализа со стороны высшего руководства должны согласовываться с обязательствами организации по постоянному улучшению и должны включать все решения и действия, связанные с возможными изменениями в:
- результативности охраны труда;
- политике и целях в области охраны труда;
- ресурсах;
- других элементах системы управления охраной труда.
Соответствующие результаты анализа со стороны высшего руководства должны быть доступны для распространения и консультирования (см. 4.4.3).
Библиография
[1] ILO-OSH: 2001 Руководство по системам управления охраной труда
[2] Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 23 июня 2008 г. № 356-З
[3] Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-3
[4] ISO 9004:2000 Quality manaqement systems – Quidelines for performance improvements (Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности)Примечание
- В настоящее время действует ISO 9004:2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации.
- Подход на основе менеджмента качества.
ЗАПИШИТЕСЬ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА
(для этого внесите свои данные в форму внизу)
Принимаем заявки 24 часа в сутки 7 дней в неделю
Обрабатываем заявки в рабочее время пн-пт с 9:00 до 18:00